Более высокий уровень образования может помочь сохранить память в старости
Несколько исследований показали, что более высокий уровень образования связан с улучшением когнитивного функционирования в позднем возрасте и снижением риска развития деменции.
Хотя связь между образованием и памятью, была известна в течение долгого времени, до сих пор точно неизвестно, как и почему память лучше сохраняется у людей с высшим образованием.
Ученые предложили две теории, чтобы объяснить, как такой фактор, как высшее образование, может поддерживать когнитивные функции у пожилых людей.
Первая теория, называемая "поддержанием мозга", предполагает, что обучение в процессе получения образования действует в качестве щита для защиты мозга от возрастной патологии и что пожилые люди с более высоким уровнем образования имеют меньшую возрастную патологию мозга, такую как повреждение белого вещества, что имеет место у всех пожилых людей.
Альтернативная теория, называемая "когнитивным резервом", предполагает, что люди, которые достигают более высоких уровней образования, обрабатывают и хранят информацию в мозге таким образом, который позволяет им поддерживать нормальные когнитивные функции даже при наличии повреждения белого вещества или патологии головного мозга. По сути, обучение, которое имело место в процессе получения высшего образования, каким-то образом помогает мозгу работать, даже при наличии возрастной патологии мозга.
Исследование, финансируемое Национальным институтом старения (НИА) (США), опубликовано в журнале "Нейробиология старения". Использовались данные из большой и этнически разнообразной выборки пожилых людей, чтобы поддержать последнюю гипотезу - что получение высшего образования предопределяет лучшую память в будущем через лучший "когнитивный резерв".
Чтобы попытаться разделить эти две гипотезы, исследователи оценили, как образование влияет на хорошо изученное явление, которое происходит во время старения: гиперинтенсивность белого вещества, которая является признаком сердечно-сосудистых повреждений мозга, связанных с высоким кровяным давлением у пожилых людей. Увеличение объема гиперинтенсивности белого вещества связано со снижением показателей памяти у пожилых людей и является предиктором болезни Альцгеймера. Исследователи изучили, как образование влияет на это явление в двух больших выборках пожилых людей в возрасте 65 лет и старше, участвующих в долгосрочном финансируемом НИА исследовании сообщества по старению на севере Манхэттена.
Исследователи оценивали память с помощью стандартных тестов. При большом размере выборки исследователи смогли скорректировать влияние возраста, пола, расы, этнической принадлежности и статуса хронического заболевания, чтобы убедиться, что они смотрят только на переменные, представляющие интерес для их гипотез.
Хотя авторы не нашли доказательств в поддержку гипотезы о "поддержании мозга для образования" (уровень образования не влиял на артериальное давление или объем гиперинтенсивности белого вещества), они нашли доказательства в поддержку гипотезы "когнитивного резерва". В частности, было показано, что на показатели памяти людей с более высоким уровнем образования меньше влияло увеличение объема гиперинтенсивности белого вещества по сравнению с теми, у кого был меньший уровень образования.
Это согласуется с теорией о том, что образование может быть в состоянии сдержать последствия возрастной патологии головного мозга на ранних стадиях.
Исследование предполагает, что образование может сыграть важную роль в защите мозга от возрастного снижения когнитивных функций и деменции.